Светлое Христово Воскресение, Пасха!
|Братия и сестры!
Наступает самый Праздник праздников — Светлое Христово Воскресение, Пасха!
Пасха Христова — торжество из торжеств. Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».
Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.
С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: Не рыдай Мене, Мати бывает каждение вокруг Св. Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле и находится там до отдания Пасхи — в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.
Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – христианская Церковь — бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова — провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.
Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма (при пении стихиры Воскресение Твое, Христе Спасе) , чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.
В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом Слава Святей и пением Христос воскресе со стихами по пасхальному чину.
При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.
После великой ектении поется пасхальный канон, составленный св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и пением трижды тропаря Христос воскресе.
На каждой песни канона совершается каждение. Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. По каждой песни — малая ектения.
После 3-й песни поется ипакои Предварившия утро.
По 6-й песни — кондак Аще и во гроб, и икос: Еже прежде солнца, затем — Воскресение Христово видевшеMP3(трижды) и Воскрес Иисус от гроба (трижды).
По 9-й песни — ексапостиларий Плотию уснув (трижды).
После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи Да воскреснет Бог предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста: Аще кто благочестив, в котором на основании притчи Христа Спасителя о работавших в винограднике (Мф. 20,1-16), все призываются насладиться пасхальным торжеством и войти в радость воскресшего Господа, после чего поется тропарь св. Иоанну Златоусту: Уст твоих якоже светлость огня (единственное песнопение святых в службе Пасхи).
Пасхальные часы поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. Часы Пасхи — это совершенно особый вид часов. Они состоят не из обычных псалмов, а из пасхальных песнопений, одинаковых для каждого часа, и поются.
Совершается литургия св. Иоанна Златоуста.