Спасти жизнь! Узнайте как вы можете нам помочь в этом добром деле!

Радоница: праздник, богослужение, традиции

Радоница: фото кануна

Сегодня, 7 мая 2019 года, православные христиане отмечают праздник Радоница. Многие идут в этот день на кладбище, чистят, убирают могилки, поминают усопших родных. Однако, все ли знают о том что это за день, день Радоницы и как правильно его провести? Давайте попробуем разобраться в этом!

Для начала необходимо отметить, что праздник Радоница отмечается только русскими православными христианами: у православных Греции и ближнего Востока такого праздника не установлено. На частый вопрос «Когда в этом году Радоница?» — можно ответить просто: праздник сей отмечается во вторник Фоминой седмицы (после Светлой Седмицы), если в этот день нет иного церковного праздника. Радоница — это первый день, после Пасхи, в который совершается поминовение усопших. Церковь в этот день как бы делится пасхальной радостью с умершими. Утешительный смысл Радоницы в том, что она служит символом Воскресения и будущей бессмертной жизни христиан. После богослужения в храме — благочестивые христиане идут на кладбище, где делятся пасхальной радостью с усопшими родными. Дарят крашеное пасхальное яйцо, читают праздничный тропарь (или совершают литию), вспоминают добрым словом усопших. Вопреки частному мнению — распитие крепких алкогольных напитков в «поминовение» не входит (это с большой долей вероятности — как раз языческий обычай).

Вот что пишет о празднике Святитель Афанасий (Сахаров):

Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении…

Так же известно что бывает и так, что люди, несведущие в православном учении, стараются посетить могилки в Светлый Праздник Пасхи. Таковое действие в корне своем не верно. Вот что говорит об этом иеромонах Иов (Гумеров):

Святая Пасха является средоточием всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения.

ЕСЛИ вам в этот день не удалось посетить храм и соборно помолиться о своих усопших — вы можете подать записку или заказать молебен онлайн, священники храма в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) помолятся о ваших близких!

Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте: vk.com/luka_crimea

Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших, не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни еще нельзя совершать панихиду, как должно быть при поминовении.

В Триоди нет специального последования этой службы. Радоница совпадает с попразднством, поэтому на вечерне, утрене, Литургии не должно быть ничего специально заупокойного. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».