Воспоминания о святителе Луке: Софья Галкина
|Русская Православная Церковь за годы жесточайших гонений XX века не только не поблёкла, а засияла светом Божественной любви, явленной через неисчислимый сонм мучеников, исповедников и подвижников, сохранивших верность Христу и Его Церкви до конца. Среди них архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), выдающийся проповедник, известный хирург, педагог. Этот человек был всецело предан Церкви и в то же время жил общественными интересами.
В данной статье использованы и воспоминания художника Софьи Галкиной, ставшей впоследствии духовной дочерью владыки. Она рассказывает:
— Бывают встречи, которые оставляют глубокую память на всю жизнь, с которых необходимо рассказать людям. Такой была для меня встреча с архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким), жизненный путь которого был подвигом во имя Христа. Встреча эта состоялась в институте имени Склифосовского, где я пробыла с небольшими перерывами около двух лет. Сложные операции на позвоночнике причиняли мне физические страдания, и только любовь к рисованию приносила радость. Хирурги, медсёстры, нянечки, санитары садились на низенькую скамеечку у моей кровати, чтобы я могла, лёжа на животе, рисовать их. Сколько прекрасных тружеников послевоенной поры прошло тогда передо мною. Профессор Сергей Юдин часто заканчивал свои обходы клиники у моей кровати с вопросом: «Что нового?» — и смотрел мои карандашные портреты. Однажды он зашёл, как всегда, стремительно и предложил сделать в рисунке портрет архиепископа Луки. С волнением узнала я, что владыка Лука много раз бывал в ссылке за веру. Он и там продолжал проповедь Христа. Делая блестящие операции, написал книгу «Очерки гнойной хирургии», удостоенную Сталинской премии. Упоминание о ссылке острой болью отразилось в моей душе, так как 10 лет тому назад я потеряла тётю, воспитавшую меня, сироту. Она погибла в Сибири за то, что в годы изъятия церковных ценностей укрывала у себя архиерейскую митру. Трудно передать чувство благоговения, которое овладело мною при виде чудного старца, сидевшего в зале, куда привёл меня профессор Юдин. А какое удивление и радость испытала я, узнав, что владыка Лука окончил Киевскую художественную школу. Но, как пошутил он, из нуждавшегося художника он стал художником в анатомии и хирургии: «Я видел вокруг столько страдающих людей, что принял решение заняться не тем, что нравится, а тем, что полезно людям. Я стал хирургом и не жалею об этом».
Негромкий голос владыки, его рассказы о работе в земских больницах, где не было элементарных условий для работы хирурга, делавшего сложные операции, где иногда приходилось стерилизовать инструменты в самоваре, глубоко трогали меня. Но хотелось понять, как хирург стал священником. Отвечая, владыка сказал, что в 2 0-е годы набирала силы антирелигиозная пропаганда: проходили кощунственные карнавалы, разрушались храмы, подрывались устои нравственности, и он чувствовал необходимость исцелять не только телесные болезни, но и духовные: «Предложение стать священником я принял как Божий призыв, придя к мысли, что мой долг — защищать проповедью оскорбляемого Спасителя».
В 1921 г. он был рукоположен в диаконы, затем в иереи, а в 1923 г. -постриг в монашество с именем Лука (в честь апостола и евангелиста Луки), затем рукоположен в епископа. Но уже после двух архиерейских служб он был арестован.
«Это было началом тернистого пути, который мне надлежало пройти. Моё монашество с его обетами, мой сан, моё служение Богу стали для меня величайшей святыней и первейшим долгом. В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять», — писал владыка своему сыну.
С этого начались долгие годы тюрем и ссылок, в течение которых владыка совмещал своё священническое служение с врачеванием. Владыка не отказывал в помощи самым сирым и убогим, ничего не брал за лечение, мог целыми днями возиться с хворыми и грязными деревенскими детишками. В ответ на благодарность владыка отвечал: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему».
Софья Галкина продолжает:
— Как мне хотелось передать в рисунке проникновенный взгляд его мудрых глаз, весь его облик: мягкие черты лица, высокий лоб, белоснежные волосы и бороду, руки пастыря и блестящего хирурга.
Мой рисунок владыка рассматривал и пригласил посетить его в Симферополе, куда он уезжал, чтобы возглавить Симферопольскую и Крымскую епархии.
Прошло два года. В 1948 г. я приехала в Симферополь и нашла храм, где служил владыка. Служба кончилась, началась проповедь. В благоговейной тишине храма слышался его негромкий голос, говоривший о мудрости устроения мироздания, о тонкой красоте полевых цветов, о тихой радости, которую навевают краски зари, о том, что это немая проповедь душевной чистоты. Владыка говорил и о том, что главное в жизни — делать всегда людям добро. Я слушала владыку, а сердце сжималось от боли: ведь он был на пороге слепоты. Владыка готов был помочь всем. На архиерейской кухне готовился очень простой обед, состоявший подчас из одной похлёбки на 15-20 человек. У многих симферопольцев в те голодные годы и такой еды не было.
К владыке издалека приезжали больные на консультацию. Но главной своей архиерейской обязанностью он считал восстановление храмов. Жил владыка очень скромно, в небольшой двухкомнатной квартире, где главное место занимали книги. После благословения владыки мучительная болезнь отступила; я вернулась к активной трудовой деятельности.
В 1991 г. вышел фильм «Я вас избрал». В основу его легли материалы, бережно сохранённые старшим сыном владыки Михаилом. Кинолента знакомит со светлой личностью исповедника и врача, так много пострадавшего за веру. В фильме часто звучат выдержки из мемуаров, из которых делается понятным, как противников религии раздражала непоколебимая вера, твёрдость владыки, несмотря на репрессии, не снявшего креста и рясы, продолжавшего в тяжёлых условиях ссылки делать сложные операции, всегда осеняя себя крестом и ставя йодом крест на теле больного.
А операции были уникальные. В своих мемуарах владыка рассказывает: «Пришлось делать полостную операцию крестьянину перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом. Нагноения не было!». Или: «Трём слепым маль-чикам-братьям удалил врождённую катаракту. Они прозрели, это произвело настоящую сенсацию». Или: «Старик тунгус, полуслепой от трахомы, после операции уже стрелял белок, попадая прямо в глаз».
Фильм снимался в местах бесчисленных ссылок, где в нечеловеческих условиях прошло 11 лет. Глубокая вера в Бога всегда поддерживала владыку и без ропота помогала переносить все испытания.
В 1951 г. в письме к сыну владыка вспоминает, как, изгнанный за Христа на край света, к Ледовитому океану, он «чувствовал совершенно реально, что рядом идёт Сам Господь Иисус Христос».
Противники религии послали владыку в лютый мороз в открытых санях, без тёплой одежды, на верную гибель. Но не удалось уничтожить его физически и сломить его могучий дух!
В 1945-1947 гг. владыка Лука закончил работу над книгой «Дух, душа и тело», которую начал в 20-х годах.
В 1946 г. владыка Лука переведён в Симферополь и назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. Но болезнь глаз прогрессировала, и к 1956 г. наступила полная слепота. Но этот тяжёлый недуг не мешал владыке совершать службы. Он ходил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди.
Скончался святитель 11 июня 1961 г. в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Похоронен был на городском кладбище Симферополя.
В 1996 г. Священным Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении высокопреосвященного архиепископа к лику местночтимых святых как святителя и исповедника.
18 июня 1996 г. состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые были перенесены в Свято-Троицкий собор Симферополя.
На юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г. имя святителя Луки внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Источник: Областная Рязанская Газета (http://rg62.info/)