Воскресная проповедь: о истинном угождении
|В это воскресенье Святая Православная Церковь чтит память святых отцев шести Вселенских Соборов, а на Божественной литургии будет читаться послание к Римлянам апостола Павла, гл.15. Прочтите краткую проповедь «О истинном угождении»! Как часто мы, бывает, желая угодить ближнему во Славу Божию наносим и себе и нашему ближнему вред? Очень внимательно прочтите и обдумайте! Быть может и вы не правильно, бывает, поступаете?
Пятнадцатую главу послания к Римлянам Апостол начинает словами: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных». Кто это «мы»? «Мы», это значит: он, пишущий, и я, слышащий или читающий.
А кто же тогда «бессильные»? А все остальные, и в первую очередь тот, кто рядом, «ближний». И вот, «каждый из нас должен угождать ближнему».
Но угождать далеко не во всем, а как сказано далее, «во благое, к назиданию», то есть в первую очередь в том, что прямо направлено к истинному благу, к спасению души. Но и любая помощь в любом житейском деле может обернуться «к назиданию», если расположит человека славить твоего Бога и идти твоим путем.
Но угождая в житейском, надо именно «не себе угождать». А то ведь болтливый и любопытный только и ждет, как бы «угодить» ближнему, слушая пустую болтовню и отвечая тем же. Чревоугодник только и ждет, как бы накормить и напоить ближнего, а заодно и себя. Ленивый с удовольствием не пойдет на дело Божие по малейшему желанию ближнего.
А истинный раб Божий, если уж ему придется ради ближнего в чем-то отойти от своих строгих правил, потом тайно еще больше стеснит себя.
Бывает, человеку угождают во всем, как Богу. Это настоящее идолослужение, и в писании сказано, что «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс.52,6).
А иногда кажется, будто человек угождает ближнему, а на самом деле он творит прямую бесовскую волю. На что уж похвальная добродетель — молчание, а сегодня в Евангелии мы слышали, что оно бывает и от бесовской одержимости.
И чтобы не довести себя до этого, нельзя совершать в угоду ближнему грех. Не имеет права человек, образ и подобие Божие, бросать себя, как солому, в костер чужих или своих страстей. Нельзя также оборачиваться назад, взявшись за плуг. Например, если дал обет безбрачия, нельзя соглашаться на брак, хотя бы и обещали тебе за это встать на путь спасения.
Никогда твой отход от Бога никому не принесет пользы. Опытные люди даже говорили, что если видишь утопающего, протяни ему жезл, а не руку. Если он способен выбраться, то выберется. А если уже потерял себя, то по крайней мере не утащит и тебя в воду. А так и получается, когда, например, неопытные христианки пытаются спасать от пьянства или иных пороков чужих мужей.
Ну а кто действительно хочет угождать ближнему «во благое, к назиданию», тому учитель Сам Господь. Апостол приводит слова пророка Давида, сказанные как бы от лица Бога Сына Богу Отцу: «злословия злословящих Тебя пали на Меня».
Сын Божий пришел на землю, желая угодить Отцу. Он выполнял Его волю, говорил Его слова. А в результате — все зло злословящих миновало Отца и всецело пало на Сына, приведя Его на крест.
Христос угодил и нам: но не нашим страстям, а всему тому доброму, что Он Сам же в нас и пробудил. Поэтому и нам сказано: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию».
По материалам Mepar.ru.