Спасти жизнь! Узнайте как вы можете нам помочь в этом добром деле!

Шестая седмица Великого поста

Братья и сестры, наступила шестая седмица Великого поста. Предлагаем вам прочесть материал об особенностях богослужения в эти дни!

Великий пост длится почти полные семь седмиц — 48 дней. В него входят:
— Святая четыредесятница: 40 дней — 5 седмиц по 7 дней и 5 дней (понедельник — пятница) шестой седмицы;
— Лазарева суббота (суббота шестой седмицы);
— Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, воскресенье по окончании шестой седмицы);
— Страстная седмица (имеет только 6 дней: последующее воскресенье — Светлое Христово Воскресение — ПАСХА).

Пять дней – с понедельника по пятницу — шестой седмицы Великого поста – завершают Великую Четыредесятницу, то есть сорокадневный пост, установленный в память о посте Самого Спасителя, который Он держал перед выходом на Свое Служение.

Шестая и последняя неделя (воскресенье) св. Четыредесятницы называется неделей Ваий, Цветоносной и Цветною от ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника Ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вкупе с Лазарем четыредневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха; приготовляет и призывает всех нас к духовному сретению царского входа Господа в Иерусалим. К этому времени и преподобные отшельники возвращались в обители свои из пустынь, куда они по древнему обыкновению, подражая Господу, бывшему в пустыне в посте и молитве 40 дней, удалялись на время св. Четыредесятницы.

В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Здесь можно сказать, что Церковь, установив с понедельника по пятницу 6-й седмицы стандартные великопостные службы, как бы дает нам возможность «отдохнуть» и «собраться с силами» перед наступлением насыщенных богослужебными особенностями последних 8 дней Великого поста (от Лазаревой субботы до Великой Субботы).

Однако службы 6-й седмицы представляют особый интерес для литургиста с точки зрения своего идейного содержания. К обычным для великопостных служб покаянным мотивам добавляется принципиально новая тема — предпразднственное воспоминание священных событий, празднуемых в грядущие субботу и неделю: воскрешения праведного Лазаря и входа Господа в Иерусалим. В результате песнопения Триоди, используемые в службах 6-й седмицы, можно, допуская известную степень упрощения, разделить на два тематических блока: покаянные и предпразднственные.

При этом во многих песнопениях покаянной тематики ясно звучит тема предшествующего воскресного дня (недели 5-й Великого поста) – нравственное осмысление притчи о богаче и Лазаре. Значит, в идейном смысле как бы продолжается 5-я неделя Великого поста.

С другой стороны, более половины текстов Триоди посвящены теме грядущих праздников, так что выходит, что в седмичных службах предвосхищаются наступающие Лазарева суббота и Неделя Ваий.

Таким образом, в службах Триоди на данной седмице мы имеем удивительный синтез разнородного по содержанию материала. Получается, что 6-я седмица является и продолжением 5-й Недели (в меньшей степени), и в то же время предпразднством Лазаревой субботы и Недели Ваий (в большей степени). Интересно также отметить, что отражение каждой из двух тем (притча о богаче и Лазаре и предпразднство) в песнопениях напрямую зависит от их авторства. Так, преподобный Иосиф Песнописец в первые три дня 6-й седмицы в своих текстах (две стихиры на «Господи, воззвах…», седален по 2-й кафисме и 1-й трипеснец) уделяет внимание исключительно покаянной тематике, преимущественно обращаясь при этом к причте о богаче и Лазаре, и только начиная с четверга переходит к теме предпразднства. В то же время преподобный Феодор Студит в своих произведениях (3-я стихира на «Господи, воззвах…», седален по 3-й кафисме и 2-й трипеснец) сразу с понедельника обращается к теме предпразднства и затем выдерживает эту линию в песнопениях всех последующих дней.

Хотя праздник Входа Господня в Иерусалим является двунадесятым, он не имеет в буквальном смысле предпразднства, но адекватной альтернативой предпразднству является отражение темы праздника в стихирах, седальнах и канонах Триоди в службах 6-й седмицы. Таким образом, в идейном (но не в уставном) смысле 6-ю седмицу можно назвать предпразднством Входа Господня в Иерусалим, хорошо сознавая условность такой характеристики (впрочем, в Триоди и в Типиконе используется наименование «седмица Ваий»). Приведем лишь некоторые, наиболее яркие молитвословия 6-й седмицы Великого поста, отражающие тему грядущих праздников:

«Шестую седмицу поста имуще, предпразднственное пение, ваиа принесем Христу, грядущему нас ради всести на жребяти осли, языческое подклонити яко Царь безсловесие родителю: ветви добродетелей Тому вси уготовим, яко да воскресение Его радующеся узрим» (понедельник Ваий, утреня, седален по 3-й кафисме).

«Двоица посылается ученик привести жребя, якоже писано есть, на неже Христос всед красен внидет, хвалу от младенец прияти Божественную. Сего убо срести идем тщательно, ветви добродетелей Тому приносяще деяний» (пятница Ваий, утреня, седален по 2-й кафисме).

«Днесь издше Лазарь, и рыдает сего Вифаниа, егоже Спасе наш воздвизаеши от мертвых и предуверяеши другом Твоим, воскресения Твоего страшное, адово умерщвление, и Адамово оживление: сего ради поем Тя» (вторник Ваий вечера, 3-я стихира на «Господи, воззвах…»).

«В гробе Лазарь двоеденствует днесь, и над ним проливаете слезы Мария же и Марфа, яко сестры родныя: Христос же грядет к нему с божественными апостолы, показати велие чудо» (четверг Ваий, утреня, 2-й трипеснец, 9-я песнь, 1-й тропарь).

На два последних молитвословия обратим особое внимание: они читаются в среду и четверг соответственно, а воскрешение Лазаря празднуется в субботу. Лазарь к моменту воскрешения пребывал 4-й день во гробе, то есть если субботу считать этим 4-м днем, в таком случае сама смерть имела место в среду, а четверг является вторым днем (потому и сказано «двоеденствует»).

Т.е. преподобный Феодор Студит, автор двух этих песнопений, предлагает нам как бы перенестись в реальную ситуацию, предшествовавшую чуду воскрешения (такая же идея присутствует и в других молитвословиях этих дней, составленных преподобным Феодором). В результате в среду 6-й седмицы мы думаем о том, что сегодня Лазарь умер и его родное селение охвачено трауром, а в четверг мысленно представляем такую картину: Лазарь уже второй день лежит в гробу, сестры его все еще проливают горючие слезы, а Христос, сказав апостолам о намерении «пробудить» Лазаря, идет к его гробу.

Добавить комментарий