Цвет жизни, цвет надежды, цвет Троицы
|Троица! Входишь в храм — и с порога попадаешь в густой аромат медового луга, наполненный торжествующими песнопениями. Полной грудью вдыхаешь — и ликующе подхватываешь церковную молитву. Воистину – всякое дыхание да хвалит Господа! У алтаря молодые берёзки с нежными листьями.
Перед иконами в вазах теснятся охапки цветов — всего садового разноцветья, с любовью принесенного верующими к Святой Троице. Пол устлан травами. И как же прекрасно на этом зелёном ковре возносить коленопреклоненные молитвы, в земном поклоне челом касаясь душистых стебельков.
Трижды вся церковь продолжительно молится на коленях, но это стояние для верующего человека – радостный труд, благодатный. Тут-то и ощущаешь значение слов Христа: «Бремя Моё легко». Умом и сердцем «устремившись Горе?», в высь Духа, в какой-то миг всем существом своим прикасаешься к непостижимому – как Дух Святой с Богом Отцом и Сыном являют в полноту Триединого Бога! Торжество жизни, полнота жизни! Все пронизано любовью Бога и его Животворящим Духом! И радостно, со слезами на глазах, впервые спустя семь недель после Пасхи, верующие выдыхают гимн Святому Духу:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.»
Богослужение продолжительное, но величие праздника Пятидесятницы каждого участника этой церковной молитвы окрыляет, соделывает как бы причастником евангельского события, произошедшего в Сионской Горнице с апостолами через 10 дней после Вознесения Иисуса Христа. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян., 2:2-4).
Православные люди в этих евангелистских строках не ищут для себя особых знамений иноязычья. Но мы знаем, что когда Бог Творец, Бог Сын Иисус Христос и Бог Святой Дух в полноте Триединства явил Себя человечеству, именно в тот день было положено начало Христовой Церкви (о чем говорил в своей праздничной проповеди о.Михаил, настоятель храма), которую, по обетованию Христа, «не одолеют врата адовы». В день Святой Троицы мы особенно чётко понимаем слова «Символа Веры», читаемые всей церковью во время Литургии: «Верую… Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Мы – едины в вере в Святую Троицу, которую преподал человечеству Христос через апостолов.
В нашей стране сложилась традиция на Троицу посещать кладбища, поминать усопших. Церковь говорит, что делать это нужно не в воскресный день, когда прославляется Бог Троица и созданная Им жизнь во всей полноте Духа. Но для этого есть особый день — Троицкая суббота, канун Пятидесятницы. Вселенская родительская суббота — день общерусского поминовения усопших. В этот день во время Вселенской панихиды Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.
Долг каждого христианина молиться о своих усопших сродниках, поэтому церковь призывает каждого прийти в субботу в храм и соборно помолиться, а уж затем посетить могилы. Большим грехом считается распитие спиртного за помин души усопшего. Бессмысленно устраивать возле могил тризны с обилием съестного с праздными разговорами и тостами. Лучше помолиться за души усопших и сотворить дела милосердия в их память. Это будет лучшей помощью нас, живых, нашим любимым, о чьей загробной участи мы не ведаем, но можем изменить её в лучшую сторону своей горячей молитвой.
Вся следующая неделя называется Троицкой, или Зелёной. В понедельник церковь празднует Духов день. В этот день церковь прославляет Святого Духа «Подателя жизни», поддерживающего Вселенную в её существовании; в Его лице Бог, как учит Церковь, «изливает благодать на чад своих». В понедельник по окончании Божественной Литургии из церкви выносят освященные берёзки. Верующие отламывают от них ветки и несут их домой, ставят к иконам.
С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя). День всех Святых празднуется в этом году 15 июня, молитвенно прославляются все святые — люди, угодившие Богу своей жизнью. При этом Церковь вспоминает и тех, чьи имена известны, и тех, чьи имена знает только Господь. По сути, этот праздник — именины всех православных христиан. Так что Мать-церковь ждёт своих чад, помните об этом, люди крещёные. Приходите в храмы!
О Пресвятой и Животворящей Троице.
Бог есть един по существу, но троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущая и нераздельная, Существо Божественное не разделяется, и Лица Божества не сливаются. Одно Божество Отца и Сына и Святого Духа; потому все совершенства Божеские равно принадлежат Отцу и Сыну и Святому Духу. Отец есть истинный Бог, и Сын есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог, и при том так, что в трех Ипостасях, или Лицах, есть един только Триипостасный Бог. Ипостаси, или Лица, Святой Троицы различаются так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно от Отца рождается; Дух Святой предвечно от Отца исходит.
Обращаясь к Новому Завету, мы замечаем, что Сам Спаситель наш, Второе Лицо Святой Троицы, Единородный Сын Божий, посылая Своих учеников и апостолов на проповедь, так заповедал им: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 18, 9). В словах «крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» Господь даровал Своей Церкви самый краткий Символ веры, предлагающий сокращенное учение о Святой Троице.
«Трие суть свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Святый Дух» (1 Ин. 5, 7).
Три Божественные Лица дали Свои свидетельства о том, что обещанное миру спасение в последнее время совершилось на земле чрез Иисуса Христа, и каждое Божественное Лицо тем же свидетельством явило и Само Себя.
Бог Отец послал в мир единородного Сына Своего, и свидетельствовал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3,17).
Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воспринявший естество человеческое, многократно и различно свидетельствовал об Отце Своем и о Себе как Сыне Божием.
Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа при Крещении Его в Иордане (Мф. 3, 16); Духа Святого, как Утешителя или Помощника, Иисус Христос обещал послать от Отца ученикам и апостолам Своим (Ин. 14, 16); Дух Святой, согласно с обетованием Иисуса Христа, в день Пятидесятницы сошел на святых апостолов Христовых в виде огненных языков (Деян. гл. 2) и укрепил их на подвиги апостольского служения. Так в пришествие Иисуса Христа на землю все три Лица Единого Божества Своими Божественными делами показали Себя миру.